Сергеем Крековым летом с.г. было направлено обращение на имя губернатора Кемеровской области – Кузбасса Сергея Цивилева оказать поддержку кемеровчанам и остановить увеличение стоимости услуг ЖКХ на 15%, запланированное во 2-м полугодие. На запрос Крекова: откуда люди возьмут деньги для оплаты ЖКХ при условии резкого падения доходов населения, ни Губернатор, ни Генпрокуратура, ни ФАС, ни РЭК не дали четкого ответа. Лидером Партии было подготовлено обращение к Президенту России В.В. Путину добиться отмены запланированного повышения тарифов. В поддержку обращения на сайте Партии СтопЖКХ.рф был проведен онлайн митинг «Кузбасс – Стоп тариф!», в котором приняли участие и подписали текст более 1400 жителей Кузбасса. Всего против повышения тарифов высказалось около 5000 жителей Кемеровской области. Все подписи и ответы госорганов были приложены к письму и отправлены Президенту В.В. Путину.
Ответ Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций
Ваше обращение, поступившее на имя Президента Российской Федерации 26.08.2020 г. в Приёмной Президента Российской Федерации по приёму граждан и зарегистрированное 26.08.2020 г. за № 944792, рассмотрено.
В целях рассмотрения Вашего обращения по вопросу в сфере повышения тарифов за ЖКХ были запрошены необходимые документы и материалы.
Полученные документы и материалы позволяют сделать вывод, что поставленные в Вашем обращении вопросы были рассмотрены в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
На основании полученной информации сообщаем следующее:
«Региональной энергетической комиссией Кузбасса для каждой ресурсоснабжающей организации, оказывающей услуги на территории региона, устанавливаются индивидуальные экономически обоснованные тарифы.
Основным фактором увеличения тарифов на коммунальные ресурсы является инфляция. Помимо этого к росту тарифов приводят необходимость реализации инвестиционных и производственных программ, компенсация экономически обоснованных расходов, понесенных организациями в предыдущие периоды регулирования (например, компенсация заработной платы работникам, у которых она была ниже МРОТ, компенсация цен на энергоносители, учет выпадающих доходов, связанных со снижением объемов реализации услуг, и др.). При этом рост экономически обоснованных тарифов не ограничивается, а ограничивается на уровне Правительства Российской Федерации рост изменения совокупного платежа граждан за коммунальные услуги.
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса обеспечивает максимально открытый доступ к материалам, документам и принимаемым решениям. Протоколы заседания Правления Региональной энергетической комиссии Кузбасса и расчет тарифов размещены в открытом доступе на официальном сайте www.recko.ru в разделе «Документы».
Проекты постановлений Региональной энергетической комиссии Кузбасса проходят процедуру согласования в органах прокуратуры и юстиции, а также размещаются на официальном сайте www.recko.ru в разделе «Независимая антикоррупционная экспертиза» для внесения предложений и замечаний.
На второе полугодие 2020 года для Кемеровской области - Кузбасса в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 2656-р утвержден средний индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги в размере 4,9%. Предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям от величины установленного среднего индекса утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации № 2490-р в размере 3%.
Таким образом, для Кемеровской области-Кузбасса на второе полугодие 2020 года предельный индекс роста платы населения за коммунальные услуги в сопоставимых условиях - не более 7,9% (средний уровень повышения платы за коммунальные услуги коммунальных тарифов 4,9% + предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям от величины среднего индекса в размере 3%).
Средний индекс 4,9 % установлен Правительством Российской Федерации с учетом того, что по законодательству население в регионах должно оплачивать коммунальные услуги по экономически обоснованным тарифам. У нас в Кузбассе традиционно население платит меньше экономически обоснованных тарифов. А эту разницу между тарифом и фактической платой граждан за ЖКУ ресурсоснабжающим организациям компенсирует бюджет, так называемая компенсация выпадающих доходов (КВД). Если говорить в среднем, то КВД составляет порядка 37 % в общей доле платежей за тепло, холодную и горячую воду и канализацию. Применительно к бюджету региона доплата за население составляет порядка 10% всей его доходной части. Если бы власти региона и муниципалитетов не брали на себя столь серьезную бюджетную нагрузку, то реальный размер платежей населения за коммунальные услуги был бы гораздо выше сегодняшних платежей.
Такая ситуация длится уже более 10 лет, с тех самых пор, как началась коммунальная реформа. В большинстве других регионов страны жители давно уже привыкли к экономически обоснованным тарифам и платят 100 %, а люди с низким достатком, кому это положено по закону, получают адресную помощь из федеральных средств.
Кемеровская область - Кузбасс не разом, а постепенно идет к переходу на полную оплату населением коммунальных услуг, то есть размер бюджетных субсидий уменьшается.
Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством существуют основания, по которым возможно превышение предельного индекса 7,9%. Такие основания предусмотрены подпунктом «е» пункта 46 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - Основы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», а именно:
- по г. Кемерово - необходимость соблюдения долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенного концессионного соглашения в сфере водоснабжения и водоотведения № 2 от 28.12.2018 между муниципальным образованием г. Кемерово и ОАО «СКЭК» на срок с 01.01.2019 по 31.12.2038, с учетом инвестиционной программы ОАО «СКЭК», утвержденной постановлением РЭК Кемеровской области от 31.12.2018 № 775 «Об утверждении инвестиционной программы ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» (г. Кемерово) в сфере холодного водоснабжения и водоотведения Кемеровского городского округа на 2019 - 2038 годы»;
- по г. Новокузнецк - необходимость реализации инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденной постановлением РЭК Кемеровской области от 30.10.2018 № 315 «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Водоканал» (г. Новокузнецк) в сфере холодного водоснабжения и водоотведения Новокузнецкого городского округа на 2019 - 2023 годы», и необходимость реализации инвестиционных программ ООО «СибЭнерго», ООО «ЭнергоТранзит», утвержденных постановлениями РЭК Кемеровской области № 357 «Об утверждении инвестиционной программы в сфере теплоснабжения ООО «СибЭнерго» по контуру теплоснабжения котельных Новокузнецкого городского округа на 2020-2024 годы», № 393 «Об утверждении инвестиционной программы ООО «ЭнергоТранзит» (г. Новокузнецк) в сфере теплоснабжения на 2020 год».
Превышение по отдельным муниципальным образованиям предельного индекса, установленного законодательством, требует обязательного согласования с ФАС России.
В ФАС России были направлены документы и материалы, обосновывающие установление предельного индекса, превышающего индекс более чем на величину отклонения по Кемеровской области - Кузбассу. По результатам рассмотрения ФАС России уведомило Губернатора Кемеровской области - Кузбасса о согласовании применения оснований установления предельного индекса в размере 15%.
В соответствии с утвержденными параметрами постановлением высшего должностного лица Кемеровской области - Кузбасса (Губернатора Кемеровской области – Кузбасса) № 94-пг· «Об утверждении предельных·(максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кемеровской области - Кузбасса на 2020 год» утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере от 3,2% до 7,9%. По городам Кемерово и Новокузнецку предельный индекс утвержден в размере 15%.
Вышеназванное постановление Губернатора Кемеровской области Кузбасса прошло процедуру согласования в органах юстиции и прокуратуры, а также согласовано представительными органами муниципальных образований (Советами народных депутатов) и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
На сегодняшний день население города Кемерово оплачивает услуги холодного водоснабжения на уровне от 31% до 82% от экономически обоснованного тарифа, соответственно услуги водоотведения на уровне от 18% до 59%, услуги горячего водоснабжения на уровне от 13% до 30%, а отопления на уровне от 20% до 50%. Население города Новокузнецка оплачивает услуги холодного водоснабжения на уровне 64% от экономически обоснованного тарифа, услуги водоотведения на уровне 66%, услуги теплоснабжения на уровне от 16% до 55% от экономически обоснованных тарифов.
Не смотря на увеличение предельного индекса до 15%, уровень оплаты за коммунальные услуги населением городов Кемерово и Новокузнецка будет ниже, чем в некоторых других городах Кузбасса, что вызывает определенные вопросы у их жителей. Вот данные только по некоторым городам Кузбасса. Например, семья из трех человек, проживающая в квартире 60 м2, в г. Междуреченске будет платить 5151,91 руб./месяц, в г. Осинники - 4937,42 руб./месяц, в г. Ленинск-Кузнецкий - 5023,54 руб./месяц. За аналогичное жилье в г. Кемерово будут оплачивать 3616,66 руб./месяц, в г. Новокузнецке - 3969,21 руб./месяц.
Власти Кузбасса пошли на то, чтобы в условиях коронавирусного кризиса (когда многие люди столкнулись с сокращением доходов) отказаться от традиционной даты индексации тарифов и перенести её с 01.07.2020 на 01.09.2020. В связи с этим было принято Постановление Губернатора Кемеровской области - Кузбасса № 63-пг «О внесении изменений в Кузбасса № 94-пг «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кемеровской области - Кузбасса на 2020 год».
Социально незащищенные слои населения будут по-прежнему поддержаны. В случае значительного увеличения совокупного платежа за коммунальные услуги граждане имеют право на субсидию по оплате жилищно-коммунальных услуг. В регионе действует дифференцированная шкала размеров региональных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, позволяющая максимально защитить население с низкими доходами.
Согласно действующей шкале, максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг при среднедушевом доходе семьи:
- до одного прожиточного минимума (включительно) - 5%;
- от 1 до 1,5 прожиточного минимума (включительно) - 7%;
- от 1,5 до 1,8 прожиточного минимума (включительно) - 9%;
- от 1,8 до 2 прожиточных минимумов (включительно) - 11%;
- от 2 до 2,5 прожиточного минимума (включительно) - 13%;
- от 2,5 до 3 прожиточных. минимумов (включительно) - 15%;
- более 3 прожиточных минимумов - 22%.
Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного в Кемеровской области - Кузбассе прожиточного минимума, максимально допустимая доля расходов 5 процентов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода к прожиточному минимуму семьи.».
Зам. начальника департамента
по обеспечению деятельности
Приёмной Президента Российской
Федерации по приёму граждан И. Калита
Наш YouTube канал "Народный жилищный инспектор"