Долги за ЖКХ растут! Кто виноват? Что делать?

«Общая сумма долгов населения за жилищно-коммунальные услуги выросла за год на 8,7%. Сейчас она составляет 833,5 млрд рублей, подсчитали в Росстате для "Российской газеты". Ранее долги росли на 7% в год. Для обеспечения сбалансированности отрасли совместно с регионами проводится системная работа по повышению платежной дисциплины потребителей в сфере ЖКХ, рассказал на днях на совещании у президента РФ Владимира Путина министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин. "Надо отметить, уже есть результаты. Мы двигаемся в среднем по стране к 100 процентам. Есть регионы, которые и прошлые долги уже успешно собирают. Есть, конечно, те, кому нужно подтянуться. Мы работу здесь постоянно в штабном режиме ведем", - сказал он. Между тем, хотя собираемость текущих платежей близится к 100 процентам, общая сумма накопленной задолженности год из года растет. К июлю 2022 года общая сумма долга составляла 767 млрд руб.». Источник «Российская газета» Своим мнением о причинах катастрофического роста задолженности в ситуации моратория на повышение тарифов ЖКХ поделился Лидер движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков:

1. Долг по ЖКХ на сегодня составляет около 900 млрд рублей - в чем причины такой огромной задолженности?

Кроме очевидных факторов, таких как падение реальных доходов граждан и повышение тарифов, следует учитывать и другие, влияющие на рост задолженности за услуги ЖКХ:

Во-первых, критическая ситуация с долгами сложилась не сегодня. Мы уже в течение последних трёх лет фиксируем рост задолженности граждан за оплату услуг ЖКХ. Начало этой истории было положено еще в период пандемии COVID-19, когда Правительство России ввело мораторий на начисление пеней за долги ЖКХ. Именно с этого момента начал формироваться устойчивый тренд на рост задолженности.

Следует отметить, что кроме очевидной проблемы большой суммы, которую гражданам не по силам оплатить, к моменту окончания моратория возникла еще одна и более значимая. Дело в том, что большая часть долгов пришлась на малоимущих и социально не защищенных граждан, имеющих право на получение субсидии. Однако, в соответствии с действующим законодательством, в случае несовременной оплаты услуг ЖКХ, лишают права на получение субсидии.

Для справки: в 2016 году «порядка 30 миллионов человек в России пользуются мерами господдержки на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ)»,- сообщил замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. Источник «РИА Недвижимость»

В ряде регионов таких, как Москва, столкнувшись с ситуацией массовой потери гражданами права на получение субсидий, продлили мораторий на полгода. Но общую ситуацию это изменить не смогло.

Во-вторых, фундаментальным фактором, разгоняющим величину задолженности за услуги ЖКХ, стала политика Правительства России, а именно - его подход к принципам индексации тарифов.

В 2020 году мы провели исследование на предмет способности граждан оплачивать рост коммунальных тарифов. Суть исследования была в том, чтобы проанализировать индексы повышения тарифов на услуги ЖКХ. Так, если доля расходов на оплату услуг ЖКХ в структуре расходов населения высокая, то повышать тарифы в них нужно меньшими темпами, чем в среднем по стране либо вообще не индексировать. Результаты исследования были направлены в Правительство, откуда наше обращение было переслано в ФАС.
В своем ответе ФАС указал на проблему возникновения кассового разрыва у предприятий сферы ЖКХ при более низких уровнях повышения тарифов или их отсутствии.
Проводя индексацию, не считаясь с тем, откуда граждане возьмут деньги на оплату роста тарифов, мы создает долговую яму, из которой гражданам самостоятельно не выбраться.
Третьей проблемой роста задолженности за услуги ЖКХ - той, которая перевела эту ситуацию из плохой в катастрофическую, стали проблемы граждан с получением субсидий. По мере того, как увеличивалось долговое бремя населения, росло число людей, лишившихся права получать субсидии из-за несвоевременной оплаты. Люди, попавшие в такую ситуацию, лишившись субсидии, увеличивают свою задолженность в арифметической прогрессии, поскольку у них начинает расти не только тело задолженности, но и начисляемые пени и штрафы. В общей структуре долга их величина может достигать 1/3 от всей суммы.

С 1 января 2022 года Правительство вынуждено было изменить порядок предоставления субсидий, и теперь получить субсидию можно только при наличии просуженной судебной задолженности. Однако на практике, если ты оформил субсидию и пропустил хотя бы один платеж, тебе приостанавливают ее выплату, а наличие приказного порядка судопроизводства вообще нивелировало весь положительный эффект этой меры.
Следует отметить, что регионы делают все возможное для снижения объема выплат по субсидиям на оплату услуг ЖКХ, поскольку они в полном объеме финансируются из региональных бюджетов. Только в октябре 2023 года, видя очевидные проблемы с программой субсидирования, Правительство выделило 4,5 млрд. руб. на помощь регионам. Источник «Правительство России»

Но самый существенный фактор, который в ситуации роста задолженности за услуги ЖКХ влияет на ситуацию с долгами, – это жилой фонд, находящийся у граждан в социальном найме, его доля, по разным оценкам, превышает 1/3. Формально с таким должником сделать ничего нельзя. Он не обладает имуществом, которое может обеспечить покрытие долга и, следовательно, ведет к безразмерному росту задолженности. Меры по ограничению потребления коммунальных ресурсов наши граждане обходят с помощью старой доброй смекалки.

Таким образом, в ЖКХ уже долгие годы действуют принципы, где те, с кого можно получить оплату за услуги ЖКХ, платят за тех, кто может себе позволить не платить, а индексация тарифов нацелена на компенсацию выпадающих доходов за поставленные услуги из-за неплатежей. Рано или поздно этот порочный принцип должен был рухнуть. Что и произошло в этом году на фоне падения реальных доходов населения. То есть тех, кто может платить стало меньше, а тех, кто не может - больше, в результате для покрытия кассового разрыва нужно кратно увеличивать тарифы, что и было сделано в 2022 году в рамках индексации в июле и декабре.

2. Долг по ЖКХ копится с 90-х. Неужели за это время не было предложено ни одной эффективной меры, чтобы его уменьшить?

Серьезной проблемой долгов за оплату ЖКХ в 90-е было отсутствие правовых механизмов отключения потребителей или ограничения их потребления коммунальных ресурсов, что позволяло без каких бы то ни было последствий не платить, потребляя коммунальные ресурсы. Сегодня таких возможностей меньше, но тем не менее они сохраняются. Так, например, можно отключить электроснабжение, но нельзя ограничить доступ в квартиру из-за долгов.
Вторым важным фактором является экономически необоснованный уровень действующих тарифов. То есть при их установлении мы не учитываем способность населения региона их оплатить, при том, что в соседних друг от друга субъектах тарифы могут отличаться в разы. Памятно заявление бывшего главы ФАС Игоря Артемьева: «Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам - это все чушь собачья».

Самое забавное, что экономическое обоснование действующих тарифов в ЖКХ - это самая секретная информация, никто не знает как и на основании чего установлены действующие тарифы в России. Так, например, бытовой газ и элекроэнергия, поставляемые гражданам, имеют очень странную диверсификацию стоимости. В Москве он дешевле, чем в Московской области???

Если внимательно изучить методики по установлению тарифов на услуги ЖКХ, утверждённые Правительством России, можно увидеть, что они позволяют утвердить фактически любой тариф. То есть тариф - это результат договоренности между властью и поставщиками услуг ЖКХ, а оплачивают этот «договорняк» граждане. Все это - основа для чудовищной коррупции и злоупотреблений!
Вот один из примеров, источник: «IZ.RU»: «По информации следователей, с 2007 по 2014 год фигуранты дела и другие неустановленные лица передавали высшим должностным лицам Республики Коми деньги за установление максимально выгодных тарифов на тепло- и электроэнергию за создание комфортных условий для ведения бизнеса в регионе. Уточняется, что фигуранты действовали в интересах ЗАО «Комплексные энергетические компании» (КЭС). Должностные лица в настоящий момент проходят по другому уголовному делу, связанному с экс-главой республики Вячеславом Гайзером.»

Что делать? Вот краткий набор первоочередных мер:

1. Установить для населения уровень тарифов в соответствии с его платежеспособностью. Изменить политику индексации действующих в регионах тарифов, исходя из ситуации с доходами населения. То есть: растут доходы - повышаем, падают - снижаем.

2. Изменить механизм выплаты субсидий. Граждане, имеющие право на ее получение, получают ее безотносительно того, оплачивают они коммуналку вовремя или нет. Для избегания злоупотребления - перечислять деньги напрямую поставщикам услуг ЖКХ, снижая размер задолженности.

3. Создать внебюджетный фонд «плохих долгов» для рефинансирования компаний отрасли в обмен на задолженность за поставленные услуги ЖКХ. То есть, в обмен на долговые обязательства граждан, они получают денежные средства. А фонд сам ведет работу с долгами на предмет их реструктуризации, частичного списания и погашения.

4. Ввести прямые расчёты за поставленные коммунальные ресурсы в обход УК.

3. Создание спецсчетов, которые, якобы, не позволят УК использовать поступления не по назначению, могут разрешить проблему долгов?

В текущей ситуации это самое глупое решение, которое можно было бы принять. Оно не только никак не решит проблему, а наоборот запустит процесс развала отрасли.

Сегодня УК работают по принципу перекрестного финансирования, то есть у них в портфеле есть дома с разным уровнем платежеспособности. В одних собираемость 90% в других 30% в среднем получается 60%. Очевидно, что они используют деньги тех, у кого лучше платежная дисциплина, чтобы оплачивать долги тех, кто задерживает платежи. Если сейчас УК запретить это делать, их рост задолженности перед РСО пойдет в геометрической прогрессии, а следом – и массовые банкротства УК.

Наш YouTube канал "Народный жилищный инспектор"

Подписывайтесь на наш YouTube канал "Народный жилищный инспектор" и следите за работой партии Online.
Подписаться
Спасибо за обращение!

Скоро мы c Вами свяжемся.