Деприватизация квартир уже идёт!

Заместитель председателя «Партии пенсионеров» Андрей Широков: «приватизация жилья была одной из самых больших ошибок 90-х.

Заместитель председателя «Партии пенсионеров» Андрей Широков: «приватизация жилья была одной из самых больших ошибок 90-х. Потому что она породила огромный класс «нищих собственников», не умеющих, а часто и не желающих управлять своим домом, не имеющих достаточно средств на его обслуживание и ремонт. По-хорошему, при нашем уровне развития экономики 60% населения должны были бы жить в арендном жилье, а не в собственных квартирах. А мы всех без разбора загнали в частную собственность."

Много лет с различных трибун нам говорили об опасности пересмотра итогов приватизации 90-х в отношении крупных предприятий, в то же время параллельно государством был запущен механизм деприватизации наших квартир. Сложившуюся ситуацию комментирует Сергей Креков лидер общественного движения «Народный жилищный инспектор».

- Инициатор идеи деприватизации господин Широков считает приватизацию одной из самых больших ошибок 90-х. Главным же на сегодня считает, цитирую, «как этот «колхоз», совокупность собственников квартир, привести к одному знаменателю». Один из путей, по мнению Широкова, сбросить коммунальных неплательщиков на баланс муниципалитетов. Это, по-вашему, решит проблему?

Безусловно, множественность собственников является причиной многих бед в сфере ЖКХ, но они никак не связанны с приватизацией 90-х. В данном случае он явно лукавит. Мы распространили право собственности на часть объекта недвижимости. В результате внутри одного здания возникло множество владельцев помещений, то есть, чтобы реализовать предложение Широкова, нужно пересмотреть принцип частной собственности на недвижимость и запретить дробление одного объекта на множество, а не проводить деприватизацию.

Больше половины жилых объектов с множеством собственников возникли по итогам развития в России строительства многоквартирных домов, где право собственности на квартиру – это часть инвестиционных соглашений граждан и застройщика. Также этот принцип реализуется в деятельности жилищно-строительных кооперативов. Хочу напомнить, что история ЖСК берёт своё начало ещё в СССР. Владельцев квартир в таких домах деприватизация не затронет и ничего не изменит.

В этом году исполняется 20 лет со дня принятия Жилищного кодекса. Можно констатировать нежизнеспособность заложенных в нём принципов правого регулирования. С течением времени ситуация усугубилась ещё тем, что строятся более сложные и масштабные объекты недвижимости. Всё чаще вводят в эксплуатацию не просто жилые дома, а многофункциональные жилые комплексы, в которых количество собственников измеряется тысячами.

В 2016 году мной была предложена новая концепция управления многоквартирным домом - ИДУ – институт доверительного управления. Это альтернатива для действующих моделей управления - УК, ТСЖ/ЖСК и непосредственное управление. Её суть состоит в том, что мы создаем в доме единого заказчика услуг управления через механизм сбора доверенностей на участие в общем собрании собственников. Следует отметить, что в то время господин Широков вместе с членами своего комитета в ТПП РФ выступил категорически против моего предложения!

Говоря о деприватизации наших квартир, речь идет, в первую очередь, о том, чтобы лишить права собственности малоимущих и социально незащищенных граждан - тех, кто получил квартиры бесплатно и не покупал их. По мнению бизнеса, именно они мешают повысить тарифы до необходимого уровня и решить проблему долгов в ЖКХ!

- Могли бы озвучить актуальную информацию о количестве должников по оплате ЖКУ, известно ли (хотя бы примерно), какой процент от них составляют асоциальные элементы?

По данным Росстата: долги граждан за жилищно-коммунальные услуги в первом квартале 2023 года достигли почти 900 миллиардов рублей, став абсолютным рекордом за всю историю наблюдений. Динамика роста задолженности потребителей за последние три года:

а) в первом квартале 2023 года - 876,4 миллиардов рублей.

б) в первом квартале 2022 года - 804,4 миллиардов рублей.

в) в первом квартале 2021 года - 747,8 миллиардов рублей.

Рост долгов граждан за услуги ЖКУ в период с октября 2020 года по первый квартал 2023 года составляет 251,4 миллиардов рублей или 40% от всего объема долгов по состоянию на октябрь 2020 года!!!

В сложившихся обстоятельствах можно смело утверждать, что объем задолженности граждан за услуги ЖКХ перевалил за один триллион рублей. При среднем размере задолженности в 200 тысяч рублей в должниках числится 5 миллионов человек. Из них доля асоциальных элементов находится в пределах 20% или одного миллиона человек.

- На счет деприватизации Федерального закона или норм нет. Значит, правила ее проведения будут устанавливать муниципалитеты. Вам не кажется, что в самой схеме легального изъятия квартир масса возможностей и для махинаций, и для криминала?

В соответствии со статьей 9 Федерального закона №1541 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" допускается, что «Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность.», другим словами деприватизировать своё жильё.

В соответствии с федеральным законодательством в Москве принят закон №60 «О передаче в собственность города Москвы приватизированных жилых помещений», в котором определена процедура передачи в собственность города ранее приватизированных квартир, являющихся единственным жильем. Данная процедура проходит при условии соблюдения двух условий – это согласие на передачу в собственность города Москвы приватизированного жилого помещения и заключение договора социального найма.

На сайте Правительства Москвы mos.ru схема деприватизации квартиры предполагает заключение договора социального найма на деприватизируемую квартиру. В качестве аргументации необходимости деприватизации приведено следующее объяснение: «Собственники жилья должны платить налог на имущество, оплачивать капитальный ремонт, страховые взносы. Они несут бремя содержания принадлежащих им помещений и обязаны поддерживать их в надлежащем состоянии.

Поэтому для граждан с небольшим доходом может быть выгодно не владеть жилым помещением, а являться его нанимателем и проживать в нем на условиях договора социального найма».

Механизм добровольной деприватизации законодательно закреплен, и Широков, как бывший депутат Мосгордумы, не может этого не знать. Следовательно, речь идет о принудительной деприватизации из-за просроченных долгов или просто за неоплату услуг ЖКХ. На этом основании граждан из категории собственников будут переводить в арендаторов социального жилья. Делается это только с одной целью - иметь право выселить из занимаемого жилья. Такое право в настоящее время возникает в случае, если задолженность жильцов, проживающих в квартире на условиях социального найма, превышает 6 месяцев. Скорее всего, аналогичное правило Широков предлагает распространить на деприватизацию квартир, и это будет одним из оснований для возвращения квартиры в собственность государства. Плати или не владей!

- А самим муниципалитетам нужна эта дополнительная нагрузка, ведь деприватизированные квартиры придется содержать им?

С формальной точки зрения, муниципалитетам не нужны эти квартиры, поскольку от смены статуса должника за ЖКУ с собственника на арендатора, парадигма накопления задолженности никак не изменится. Арендатор по-прежнему обязан будет оплачивать коммунальные услуги, и дополнительно еще появятся долги за аренду квартиры. Более того, выселение из квартиры, находящейся в социальном найме, возможно только в другое жилье, а таким маневренным фондом муниципалитеты не обладают, его необходимо строить. Однако это неплохая возможность для чиновников нажиться на продаже квартир, как они это делают, продавая квартиры, передаваемые застройщиками по инвестиционным соглашениям в рамках нового строительства. Как результат, очередь на получение жилья у детей-сирот составляет 20 лет и превышает 200 тысяч человек, а о расселении ветхих и аварийных домов, предоставлении жилья инвалидам и т.п. даже говорить не приходится.

Сначала - вы собственник своей квартиры, потом - её арендатор, а в конце вам предложат переехать в такие условия, из которых вы сами сбежите, и вот вы - бомж! Государственная программа по созданию многомиллионной армии бомжей!!!

- Откуда возьмется жилье для переселения неплательщиков? Судя по всему, их немало.

На этот вопрос нам ответит «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года», утвержденная Правительством России 31 октября 2022 года:

«Ключевой характеристикой жилищного фонда Российской Федерации является высокая доля жилья в собственности, в частной собственности находится 93% жилья. Жилищный фонд, предоставляемый по договорам социального найма, ограничен и выбывает в результате его бесплатной приватизации.

Для отдельных категорий семей с доходами ниже средних, отдельных категорий семей с низкими доходами необходимо создать сегмент некоммерческой аренды, который формируется частными инвесторами при поддержке государства».

А пока г-н Хуснуллин с командой будут «распиливать» бюджетное финансирование, выделенное на реализацию этой стратегии, люди, у которых заберут жильё, будут жить на улице, поскольку жилого фонда для их расселения нет!

По данным ГК "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 23 октября 2022 года был размещен реестр домов, признанных аварийными и ветхими и подлежащими расселению на 23 октября 2022 года. Всего в нем числится 107 841 домов, общей площадью 38,1 млн. кв.м. С 1 января 2017 года в России ежегодно признаются аварийными в среднем не менее 4,29 млн. кв.м. Кроме того, нерасселенными остаются 117 домов, признанных аварийными ещё в период СССР.

- Если нет четкого и понятного механизма законного изъятия квартир, а разговоры об этом ведутся уже лет 10, может стоит сначала его разработать, а уж потом выносить в публичное поле? Или вся эта история с деприватизацией обречена по сути?

Не стоит к подобным публичным заявлениям относиться легкомысленно. Особенно в текущей ситуации, когда власть готова пренебрегать интересами граждан ради своих высших целей!

Механизм деприватизации есть, и он работает, основой для него является экономический стимул. Не быть владельцем квартиры становиться экономически выгодно. Частная собственность — это дорогое удовольствие, которое не всем по карману. Пока в руках государства два инструмента — это налог на квартиру и взносы на капремонт, которые в Москве самые высокие, благодаря большой кадастровой стоимости за кв. м. и самому высокому в стране размеру взноса на капремонт равному 25,58 р. за кв.м. Интересный факт, что несмотря на имеющиеся возможности, значительное число граждан России не воспользовалось своим правом на приватизацию квартиры до сих пор, и для этого есть экономическая мотивация.

Для деприватизации не нужно никаких законодательных изменений. Достаточно создать экономические стимулы, и собственники сами будут отказываться от своих квартир в пользу социального найма, как это сделали в Москве.

В 2024 году Правительство России поставило перед регионами задачу дифференцировать тарифы на электроэнергию в привязке к объемам потребления. Что мешает для квартир в социальном найме установить тарифы на минимальном уровне, а для собственников на экономически обоснованном, в несколько раз выше? Ничего!

И люди начнут массового отказываться от собственности на свои квартиры и просить, умолять власти забрать их квартиры обратно. Для масштабной деприватизации в рамках страны все готово, осталось только принять политическое решение!

- Почему вопрос о выселении неплательщиков вновь стал актуальным именно сегодня? Долги зашкаливают?

После новогоднего коммунального апокалипсиса, государство сделало один простой вывод, озвученный депутатом Гурулёвым: «С политической точки зрения, наверное, действительно, тариф не надо повышать, чтобы население не ругалось. Но экономическую составляющую никто не отменял, тариф должен реагировать хотя бы на уровень инфляции. Там, где концессионеры вложили свои деньги, поставили более экономичное оборудование, то им тут же режут тариф. Им становится невыгодно вкладывать деньги в развитие».

В тоже время продолжение политики тарифного террора населения, на котором настаивает депутат, ведет к стремительному увеличению задолженности за услуги ЖКХ. Согласно данным Росстата, рост стоимости коммунальных услуг с декабря 2021 года по декабрь 2022 года составил 13,48%, а годом ранее был 3,55%.

В период 2021 - 2022 годов темп роста тарифов для граждан за услуги ЖКХ и увеличение их задолженности за жилищно-коммунальные услуги сравнялся! Исходя из того, что в 2023 году действует мораторий на индексацию тарифов, а фундаментальные причины неплатежеспособности населения неизменны, по итогу 2023 года впервые будет зафиксировано кратное превышение темпов роста задолженности за ЖКУ над тарифами.

Сложившаяся ситуация говорит о системном кризисе в сфере ЖКХ, вызванном неплатежами и резким ростом долгов со стороны граждан. Более того, использовать рост тарифов, как способ решения проблем компаний, которые тонут под долговым бременем, не следует. Очевидно, что повышение тарифов ведет к росту задолженности опережающими темпами!

Деприватизация, по мнению наших мыслителей, способна избавить рынок от неплатежеспособных клиентов, сделав их бомжами, а бизнес - экономически эффективным, который тут же начнет инвестировать миллиарды и триллионы рублей в отрасль, сети перестанут рваться, вода в трубе станет чистой, а управляющие компании станут качественно обслуживать наши дома.

Счастливы будут все, кроме армии бездомных, для которых, видимо, придется строить гетто, учитывая их численность и бесполезность для государства. Чем это закончится для страны??? Очевидно!!!

Наш YouTube канал "Народный жилищный инспектор"

Подписывайтесь на наш YouTube канал "Народный жилищный инспектор" и следите за работой партии Online.
Подписаться
Спасибо за обращение!

Скоро мы c Вами свяжемся.