Аналитическая записка и законопроект о внесении дополнений в Уголовный кодекс РФ:

Общественное движение «Народный жилищный инспектор» подготовило законопроект о введении новой статьи в Уголовный кодекс «Управление многоквартирным домом без легитимного основания». До 24 декабря включительно мы принимаем Ваши предложения и замечание на почту krekov@mail.ru, чтобы учесть их до направления законопроекта в Государственную Думу.

Законопроект предполагает дополнить Уголовный Кодекс РФ статьей об уголовной ответственности за управление многоквартирным домом без легитимного основания и изложить в следующей редакции:

«Управление многоквартирным домом без легитимного основания.

1.  Управление многоквартирным домом без легитимного основания, путем внесения многоквартирного дома в реестр лицензий многоквартирных домов субъекта РФ:

1) на основании протокола общего собрания собственников, признанного судом недействительным или при подтверждении данного факта правоохранительными органами (в связи с нарушением порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; если допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; если допущено существенное нарушение правил составления протокола; если будет установлено отсутствие необходимого кворума, или при установлении факта фальсификации подписей в решениях (бюллетенях) собственников, повлекших ничтожность протокола общего собрания собственников многоквартирного дома);

2)  результате незаконных решений органов государственного жилищного надзора (при рассмотрении заявления о внесении в реестр субъектов РФ и принятия по нему решения в период получения обращений собственников о нарушении их прав и интересов при проведении собрания; несвоевременного направления полученных от управляющей организации/ТСЖ/ТСН документов в правоохранительные органы на основании обращений собственников);

3) в результате незаконных решений органов местного самоуправления, выразившиеся в вынесении незаконных решений при проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, установленные в судебном порядке, а также действия по назначению временной управляющей организации для управления многоквартирным домом, наказывается штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет, а также возмещением материального ущерба в размере полученной за период нелегитимного управления суммы, лицам, вносившим оплату на расчетный счет данной организации.

 

2. То же деяние, совершенное организованной группой наказывается штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет, а также возмещением материального ущерба в размере полученной за период нелегитимного управления суммы, лицам, вносившим оплату на расчетный счет данной организации».

Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (согласно тексту статьи Закона).

Отметим, что в действующем законодательстве, отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за управление многоквартирным домом, включенным в реестр лицензий субъекта РФ на основании протокола общего собрания, признанного ничтожным в связи с его оформлением на основании поддельных подписей в решениях собственников, при нарушении порядка созыва и проведения общего собрания собственников многоквартирного дома, а также в результате незаконных решений органов государственного жилищного надзора и органов местного самоуправления, при проведении конкурса по выбору управляющей организации и назначении временной управляющей организации.

Оценивая актуальность предложенного законопроекта, отметим следующее:

Гражданское право России исходит из презумпции добросовестности участников гражданских отношений (ст. 10 ГК РФ). Таким образом, предполагается, что при проведении собрания собственников, голос каждого будет соответствовать его волеизъявлению. Но в сфере ЖКХ данный принцип зачастую нарушается недобросовестными участниками рынка, а также должностными лицами, что приводит к нелегитимному управлению многоквартирным домом. При этом, следует понимать, что под легитимным управлением многоквартирного дома подразумевается проведение собрания собственников, конкурса по выбору управляющей организации или назначению временной управляющей организации в строгом соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства (ст. стс. 45, 161 ЖК РФ), а протокол общего собрания или решение органа местного самоуправления о назначении управляющей организации по обслуживанию многоквартирного дома приняты и составлены согласно требованиям Приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/ПР; Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»; Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Анализ судебных решений в части признания протоколов общего собрания недействительными показывает, что значительная часть оспариваемых протоколов признается ничтожными, в связи с фальсификацией подписей, признанием недействительным результатов конкурса по выбору управляющей организации или назначению временной управляющей организации. После установления данного факта в судебном порядке в гражданско-правовой плоскости, в отношении лиц, имеющих отношение к фальсификации документа, имеющего правовое значение, как правило уголовное дело не возбуждается ввиду невозможности, по мнению правоохранительных органов, установить лицо, виновное в данном правонарушении. По части 1 статьи 327 УК РФ и дополнительной квалификации по части 3 статьи 327 УК РФ, по подделке протокола в целях его использования и по использованию поддельного протокола – за последние 3 года мы нашли 25 дел, которые дошли до суда:

Из них обвинительные приговоры вынесены только по 10 делам.
11 дел было прекращено.
2 дела возвращено прокурору.
По 1 делу человека сначала оправдали, потом оправдательный приговор отменили и сейчас оно снова рассматривается.
По 1 вынесен оправдательный приговор, и он оставлен в силе.

Очевидно, что данная статья малоэффективна именно в отношении установления факта фальсификации протокола общего собрания.

По нашему мнению, интерес в получении в управление многоквартирного дома, независимо от того, выбирается ли управляющая организация на основании собрания собственников или назначается органом местного самоуправления, в первую очередь присутствует у управляющей организации, как выгодоприобретателя.

При изменении способа управления и выборе управляющей организации сама управляющая организация не может выступать инициатором. Согласно действующему законодательству именно этот вопрос входит исключительно в компетенцию собственников многоквартирного дома. Следует отметить, что организация проведения собрания с соблюдением сроков, независимо от способа проведения собрания - все это достаточно трудоемкое занятие, требующее определенных знаний, времени и финансов. В этой связи собственник или собственники МКД обращаются в заинтересовавшую их управляющую организацию для содействия в данном вопросе и решения вопроса о переходе в данную УК. Но, зачастую, сама управляющая организация участвует в поисках инициаторов собрания, для получения дома в управление (не редки случаи, когда лица, подписавшие протокол собрания, а также, принявшие участие в голосовании, являются несовершеннолетними или умершими). Таким образом очевидна заинтересованность управляющей организации в проведении собрания по выбору способа управления и управляющей организации в своем лице.

В большинстве случаев, при нарушении требований к порядку созыва и проведению собрания, собственники обращаются в суд. Данная процедура может длиться годами. И все это время вновь избранная управляющая организация управляет многоквартирным домом, получая прибыль. В результате рассмотрения дела, суд выносит решение о признании протокола собрания недействительным, а договор управления ничтожным и дом возвращается к ранее управлявшей МКД домом управляющей организации. Следовательно, весь этот период управляющая организация нелегитимно управляла МКД.

Аналогичная ситуация складывается с ТСЖ/ТСН.

При таких обстоятельствах, ответственность должна распространяться как на лиц, подписавших протокол общего собрания собственников, подтвердивших правомочность собрания, и, в зависимости от ситуации, на исполнительный орган управляющей организации. А поскольку данными лицами допущены нарушения прав и законных интересов, суд обязан направить в правоохранительные органы частное определения по данному факту, и эти лица должны нести уголовную и материальную ответственность.

В случае обращения собственников в правоохранительные органы, сотрудникам полиции в первую очередь необходимо рассматривать вопрос легитимности проведения собрания путем опроса лиц, подписавших протокол собрания собственников (каким образом проходило собрание? Каким способом уведомляли собственников? Кто формировал реестр собственников и каким способом получены сведения обо всех собственниках? Провести опрос собственников по данному факту и т.д.). По результатам проверки составить акт с изложением результатов расследования.

При обращении собственников в орган государственного жилищного надзора с заявлением о нарушении их прав и интересов в связи с отсутствием правовых оснований для внесения в реестр лицензий субъекта РФ управляющей организации, передавшей пакет документов, ответственность органа государственного жилищного надзора заключается в объективном рассмотрении поступивших документов, и, если заявление о внесении в реестр субъектов на стадии рассмотрения, не рассматривать данное заявление и не выносить по нему заключение, а направлять поступившие документы в правоохранительные органы.

В иных случаях, на основании обращений и жалоб собственников (после рассмотрения уполномоченным лицом заявления от управляющей организации и внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ) незамедлительно направлять полученные от управляющей организации документы в правоохранительные органы. Затягивание, воспрепятствование или иные необоснованные причины должны расцениваться как уголовное правонарушение и сотрудник органа государственного жилищного надзора должен нести уголовную ответственность за содействие в управлении многоквартирным домом без легитимного основания.
Действия органа местного самоуправления, выразившиеся в принятии незаконных решений при проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, установленные в судебном порядке, а также действия по назначению временной управляющей организации (в случае когда орган местного самоуправления, в нарушение п.8 Правил № 1616, по своему усмотрению принимает решение об определении управляющей организации, не принимая во внимание основополагающий для данного выбора факт - количество многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций.

Таким образом, актуальность и последствия представленного проекта закона связаны с необходимостью повышения надежности и качества легитимного управления многоквартирным домом, защитой законных прав и интересов собственников жилых и нежилых помещений, исключению злоупотребления правом недобросовестных участников рынка и негативных последствий их поведения, а также противодействия коррупции. Основополагающим фактором для предотвращения вышеуказанных правонарушений будет являться уголовная ответственность, а также материальная ответственность лиц, участвующих и/или содействующих нелегитимному управлению многоквартирным домом.
 

Наш YouTube канал "Народный жилищный инспектор"

Подписывайтесь на наш YouTube канал "Народный жилищный инспектор" и следите за работой партии Online.
Подписаться
Спасибо за обращение!

Скоро мы c Вами свяжемся.